Hosted by uCoz































Людвиг ван Бетховен

(1770-1827)

Произведения Людвига ван Бетховена принадлежат к высшим достижениям мировой музыкальной культуры. В его музыки соединяются традиции венского классицизма с новым музыкальным направлением – романтизмом. Людвиг ван Бетховен родился в Германии, в городе Бонне. Детство его было трудным. Отец был придворным певцом-тенором и имел слабость к алкоголю. Иногда пьяный отец будил маленького Людвига среди ночи и заставлял играть для компании своих подвыпивших друзей. Людвиг, стоя босиком на холодном полу, порой играл на клавесине до самого утра. Отец мечтал сделать из сына второго Моцарта. Людвиг уже в раннем детстве выучился играть не только на клавесине, но и на органе, скрипке, альте и флейте. В одиннадцать лет Людвиг пошёл работать – замещал органиста в церкви. А в четырнадцать лет получил место органиста при княжеском дворе и стал концертмейстером в оперном театре Бонна. Наставником Бетховена был композитор, дирижёр и органист Кристиан Готлиб Нефе. Он преподавал Людвигу основы композиции. Когда Бетховену исполнилось семнадцать, он скопил немного денег, взял свои ранние сочинения и отправился в Вену – к Моцарту. Бетховен хотел узнать его мнение о своих произведениях и принять решение, стоит ли ему заниматься музыкой. Когда Бетховен пришёл к Моцарту, тот был очень занят и всё же согласился выслушать молодого музыканта. Но, когда Людвиг начал импровизировать на заданную тему, Моцарт стал серьёзен и слушал очень внимательно. А когда Бетховен кончил играть, Моцарт прошёл в соседнюю комнату и обратился к кому- то из посетителей: «Обратите внимание на этого парня, он заставит всех говорить о себе!» Самому же юному музыканту Моцарт сказал: «Ты избрал правильный путь!» В восемнадцать лет Бетховен для общего образования поступил в Боннский университет на философский факультет, однако не закончил его. В 1792 году молодой композитор переехал в Вену, чтобы брать уроки у Йозефа Гайдна и Антонио Сальери. Вскоре Бетховен начал давать концерты и быстро приобрёл в Вене известность. Ещё за много лет до конца жизни композитора поразил тяжёлый недуг. Первые признаки болезни появились ещё в 26 лет – когда у него впервые начал ухудшаться слух. Поняв, то болезнь неизлечима, композитор хотел покончить с собой и в 1802 году написал «Хейлигенштадское завещание», в котором рассказал о своей трагедии: о надвигающейся полной глухоте, которая приводила его в отчаяние; о своём одиночестве и вынужденной оторванности от друзей и музыки. Написанное к своим братьям письмо начинается с обращения: «К людям, которые считают либо заявляют, что я недоброжелателен, упрям и человеконенавистник…». И заканчивается оно разрывающими сердце словами: «Как осенние листья опадают и вянут, так и моя надежда иссякла». К счастью, композитор нашёл в себе силы жить и творить. Словно протестую неумолимой болезни, он начал сочинять одну из лучших своих симфоний – Третью «Героическую». Стремясь опередить приближавшуюся полную глухоту, Бетховен вскоре создаёт такие блестящие произведения: Девятую сонату для скрипки фортепьяно, которую посвящает парижскому скрипачу Рудольфу Крейцеру (она получила впоследствии название – «Крейцерова»), и Двадцать третью сонату для фортепьяно – «Апассионату». Более двух десятилетий жизнь Бетховена была наполнена титанической борьбой с недугом, борьбой за творчество. Мужеством композитора можно только восхищаться. До последних дней своей жизни он не сдавался и не переставал работать. Для разговоров с друзьями Бетховен пользовался усиливающими звук трубками различной конструкции и заказал специальный рояль с большим, чем обычно, количеством струн – он звучал гораздо громче. Однако всё это уже не помогало. И к концу жизни Бетховен стал абсолютно глухим. В Вене Бетховен считался одним из самых популярных музыкантов и композиторов своего времени. Его часто приглашали в самые лучшие дома любители музыки, а также на торжественные приёмы. Долгое время никто не догадывался, что Бетховен плохо слышит. Именно из-за глухоты композитор часто бывал угрюмым и мрачным, что окружающие воспринимали, как отчуждение музыкального гения. Когда Бетховен работал над музыкой к трагедии И.В. Гёте «Эгмонт», он часто встречался с Гёте, они вместе медленно прогуливались по аллеям венского парка. Естественно, многие венцы узнавали Бетховена и Гёте и почтительно кланялись. Гёте в то время занимал высокий правительственный пост, поэтому привык к подобострастному вниманию подчинённых и все поклоны воспринимал на своё счёт, отвечая на них вежливым приподниманием шляпы. Устав постоянно снимать шляпу, Гёте как-то пожаловался Бетховену: - Как мне надоели эти бесконечные поклоны! - А мне нет. Вам не кажется, ваше превосходительство, что они и мне чуточку кланяются? – иронично заметил Бетховен. Людвиг ван Бетховен сочинил 9 симфоний, 5 концертов для фортепьяно с оркестром, скрипичный концерт, оперу «Фиделио», увертюры, в том числе к трагедии Гёте «Эгмонт», оратории, фантазии, песни, камерные произведения; 10 сонат для фортепьяно и скрипки, 5 сонат для фортепьяно и виолончели и 32 сонаты для фортепьяно. Третья, Пятая и Девятая симфонии Бетховена являются вершиной творчества великого композитора, истинно гениальными произведениями. Третью симфонию (1804) Бетховен хотел посвятить Наполеону Бонапарту. Композитор был увлечён этим человеком, казавшимся многим в начале его правления настоящим героем. Однако когда Наполеон провозгласил себя императором и всем стало ясно, что он обуян жаждой власти, Бетховен перечеркнул своё посвящение Наполеону на титульном листе и написал лишь одно слово «Героическая». Музыка «Героической» симфонии отражает бурные события эпохи Французской революции и Наполеоновских войн. Эта симфония – гимн стойкости человеческого духа, утверждающий непременную победу света и разума, но на пути к победе предстоит пройти через боль и отчаяние. «Героическая симфония впервые была исполнена в Вене в 1805 году и поначалу не вызвала больших восторгов. Критики отмечали, что музыка скучна и не вполне понятна, а масштабы сочинения непропорционально велики . Только много лет спустя симфония получила признание. В Пятой симфонии (1808) наиболее ярко выражена главная тема всего творчества Бетховена – рок, судьба и борьба человека с судьбой. В этой симфонии развёрнуты картины трагического противостояния человека и его судьбы. Но торжествующий, светлый финал показывает, что закончилась эта схватка победой. «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть пеня к земле ей, безусловно, не удастся! – писал композитор. – Через борьбу – к победе!». Такие мысли и чувства композитора нашли отражение в Пятой симфонии. Вершиной симфонического творчества Бетховена является грандиозная по своим масштабам Девятая симфония (1823). Её финал необычен – это нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, она написана на текст оды «К радости» Фридриха Шиллера. Тема финала Девятой симфонии – «Обнимитесь, миллионы». Послание Шиллера к грядущим поколениям, когда «все люди мира в конце концов станут братьями», звучит в финале симфонии, словно собственное завещание Бетховена потомкам. А сонаты композитора можно назвать маленькими симфониями. В них тот же порыв, тот же призыв к борьбе. Среди бетховенских сонат есть такие, которые всегда были чрезвычайно популярны как у слушателей, как и у исполнителей. Сам Бетховен говорил, что его фортепьянная соната «Апассионата» (1805) навеяна драматическим произведением Шекспира «Буря», но музыка сонаты вовсе не является иллюстрацией к пьесе. «Апассионата» в переводе с итальянского означает «страстная», «воодушевлённая». И эта музыка действительно словно зовёт на подвиг, особенно в финале. Четырнадцатая соната Бетховена называется «лунной» (1801). Это название ей дал не сам композитор, а поэт-романтик Людвиг Рельштаб, друг австрийского композитора Франца Шуберта. Это название сохранилось за ней навсегда. В «лунной» сонате сложное сплетение различных человеческих чувств: это и горечь одиночества, и светлые, порой печальные воспоминания. У неё меленное начало, где звучит прозрачная печаль, навеянная прозрачными размышлениями. Середина сонаты – созерцание красоты мира, а финал – драматический и бурный, в нём можно ощутить противостояние человека его трагической и несчастной судьбе. В основе мелодии лежит тема, основанная на троекратном повторении всего одного звука, - очень характерный для Бетховена приём. Музыкальная тема у него может состоять из минимального количества звуков – так, в Пятой симфонии музыкальная тема состоит из повторения всего двух звуков. В Лунной сонате этот один звук похож на печальный, но светлый и лёгкий вздох влюблённого, стоящего под луной, когда возлюбленная запаздывает на свидание, но надежда, что она придёт, ещё остаётся. Лунная соната посвящена родственнице семейства графа Франца фон Брунсвика – Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен давал уроки музыки и которую полюбил. Но его любовь оказалась неразделённой, оставив глубокий след в душе композитора. Бетховен так никогда и не женился. Может быть, он сохранил до конца дней верность своему самому главному чувству – Любви к Музыке.


Скачать музыку На главную Все портреты