Hosted by uCoz































Вольфганг Амадей Моцарт

(1756-1791)

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. С ранних лет у него обнаружились удивительные музыкальные способности. Первым педагогом будущего композитора стал его отец – он был музыкантом, вице-капельмейстером капеллы архиепископа Зальцбургского. Отец Вольфганга, сам великолепный скрипач, позаботился, чтобы мальчик научился играть на различных музыкальных инструментах. В четыре года Моцарт написал свой первый концерт для клавира, причём такой сложный, что не всякий виртуоз мог бы его сыграть. Его отец, взглянув на написанные Вольфгангом ноты, изумлённо воскликнул: - Этот концерт очень труден, его никто не может сыграть! - Это не так, папа, - возразил Моцарт, - его может сыграть даже ребёнок, например я. И довольно лихо сыграл сложную для исполнения музыку. А с пяти лет Вольфганг стал писать музыку уже регулярно, эти сочинения выглядели просто превосходно для композитора такого юного возраста. Всё детство Моцарта было непрерывной чередой концертных выступлений и музыкальных занятий. Чудо-ребёнок развлекал публику, играя на клавире вслепую – с завязанными глазами. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой, он проявлял себя блестящим импровизатором. С шести лет отец стал возить сына – вундеркинда на гастроли по странам Европы. Первое большое гастрольное путешествие началось в 1763 году и продолжалось более трёх лет: ему аплодировали в королевских дворцах и аристократических салонах Германии, Австрии, Франции, Великобритании. Швейцарии, Италии. В Мюнхене и Вене слушавшие восхищались необыкновенной игрой этого маленького виртуоза, а в Лондоне Моцарт играл даже для короля и королевы. Император Франц ? его «юным волшебником». В восемь лет Моцарт уже сочинял сонаты и фуги, а в девять лет написал первую симфонию. В одиннадцать лет он создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать дирижировал в театре Милана на премьере другой своей оперы «Митридат, царь Понтийский». В это же время юного Моцарта избрали членом Филармонической академии в Болонье, хотя там существовало правило не принимать никого моложе двадцати шести лет. Чтобы стать почётным членом академии, Моцарту предстояло выполнить специальное задание, которое оценивали приглашённые капельмейстеры и композиторы. Затем состоялось голосование, которое проходило при помощи чёрных и белых шаров, «судьи» кидали их в ящик. Все шары оказались белыми. Когда же отец стал поздравлять сына с этим событием, то Моцарт ответил: - Дорогой отец, теперь, когда я уже стал академиком, можно мне пойти погулять? Однажды, будучи вместе с отцом в Италии, в Риме, в Сикстинской капелле, Моцарт услышал исполнение многоголосого хорового произведения для двух хоров и запомнил его от начала до конца! Это хоровое произведение считалось собственность церкви и выносить из капеллы ноты, а уж тем более переписывать их запрещалось. Но дома Моцарт по памяти записал его. Он хотел сделать подарок Наннель – преподнести её ноты, которые имелись бы только у папы Римского и у неё. Узнав о таком «похищении», папа Римский пришёл в крайнее изумление, но, убедившись, что нотная запись безупречна, он наградил Моцарта, которому тогда не исполнилось и семнадцать лет, орденом Рыцаря золотой шпоры. Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял два года на придворной службу, был концертмейстером и органистом у архиепископа города Зальцбурга. Однако его независимый характер часто вызвал неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. В 1781 году он переехал в Вену. У него появилась семья. Зарабатывал он изданием собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и концертными выступлениями. Моцарт был лучшим пианистом в Вене, и его концерты собирали полные залы. Являясь представителем венской классической школы, Моцарт, как и Гайдн, сочинил много симфоний. Особенно популярны три его последние симфонии: Тридцать девятая, Сороковая и Сорок первая – под названием «Юпитер». В симфониях Моцарта окончательно закрепились четырёхчастный цикл и правила сонатной формы. А Сороковая симфония во многом предвосхитила традиции музыки эпохи романтизма. Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта, где состязание солиста и оркестра подчинено строгой логике. Композитор написал 27 концертов для фортепьяно с оркестром, 7 – для скрипки с оркестром. Для фортепьяно Моцарт написал 19 сонат, в которых продолжал разрабатывать сонатную форму. А также сочинения в жанре фантазии – так называют музыкальное произведение, основанное на импровизации и свободное по форме. Музыкальный гений написал 11 опер, серьёзных и комических, одна из которых осталась незаконченной. В жанре духовой музыки Моцарт создал мессы, кантаты, оратории и один реквием. П.И. Чайковский писал в своём дневнике: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё…благодаря ему я узнал, что такое музыка». Однажды великий Моцарт решил подшутить над своим другом композитором Антонио Сальери и похвастался: - Я написал этакую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме меня! Сальери посмотрел на ноты и воскликнул: - Ты шутишь! Даже ты не сможешь сыграть это. Здесь обе руки должны исполнять труднейшие пассажи на противоположных краях клавиатуры. И как раз в это время нужно взять несколько нот посредине клавиатуры. Даже если ты будешь играть ещё и ногой, всё равно исполнить написанное не удастся – слишком быстрый у музыки темп! Моцарт рассмеялся, сел за клавир и исполнил музыкальную пьесу в точности так, как она была написана. А звуки посредине клавиатуры он с лёгкостью брал. Нажимая на клавиши своим довольно длинным носом… Великий композитор умер в бедности 5 декабря 1791 года и был похоронен в Вене в общей могиле для бедняков. После смерти Моцарта распространились слухи, будто бы его отравил композитор Антонио Сальери, которому не давала покоя слава друга. Эта версия послужила для маленькой трагедии А.С. Пушкина и оперы Н.А. Римского-Корсакова. Но всё же убедительных доказательств, подтверждающих это, не существует.


Скачать музыку На главную Все портреты