Hosted by uCoz































Никколо Паганини

(1782-1840)

Самым выдающимся скрипачом считается итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини. Его совершенно фантастическая техника игры и сегодня подвластна не всем виртуозам. Игра Паганини до сих пор остаётся непревзойденной. Фортепьянный виртуоз и композитор Ференц Лист назвал Паганини «королём всех художников». Никколо Паганини родился в Генуе в семье мелкого торговца. Однажды, когда он был ещё мальчиком и тяжело заболел, его мать увидела во сне ангела, который поведал ей, что ребёнок выздоровеет, и ещё ангел сказал, что Никколо станет великим музыкантом. Отец относился к мальчику очень строго, он запирал его в темном чулане и следил, чтобы Никколо играл на скрипке многие часы подряд. Отцу всё казалось. Что мальчик недостаточно старается, а потому не следует его кормить. Из-за тягот, перенесённых в детстве, Никколо всю жизнь много болел, плохо переносил жару, но ещё хуже – холод. Своим концертам он отдавал столько энергии, что после выступления, обессилев, вынужден был надевать даже шубу жарким летом, поскольку его знобило. Паганини был очень рассеянным человеком, равнодушным ко всему, кроме музыки, в том числе и к собственной жизни. Говорят, он даже не помнил года своего рождения, по крайней мере, собственноручно писал, что «родился в феврале 1784 года в Генуе и был у родителей вторым сыном». На самом же деле он родился на два года раньше и был третьим сыном в семье. Никколо рано научился играть на мандолине и скрипке и уже в одиннадцать лет дал свой первый концерт в родной Генуе. Он был высоким, очень худым и смуглым. Ходили слухи, что Паганини продал душу дьяволу – иначе люди не могли объяснить его совершенно нечеловеческое исполнительское мастерство. Сам же Паганини относился к этим слухам как к хорошей рекламе. На своих концертах он любил поражать публику почти цирковыми номерами: то играл с завязанными глазами, то имитировал на скрипке птичье пение, мычание коров, жужжание пчёл и тому подобное. Однажды на концерте Паганини исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал «Дуэтом влюблённых». Одна его поклонница тогда воскликнула: - Вы несносный человек, ничего не оставляете другим скрипачам! Кто же вас сможет превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне! Паганини эта идея понравилась, и вскоре на концертах он играл некоторые произведения только на одной струне. Выступления Паганини в Англии, Германии, Австрии, Франции проходили с небывалая успехом. Всех поражало виртуозное мастерство скрипача и его яркая, необычная внешность. Игра его покоряла стремительностью, глубиной контрастов, артистическим размахом, блестящей импровизацией. Паганини стал первым, кто давал концерты без нот – он помнил любое произведение наизусть. Паганини написал сложнейшие по технике исполнения двадцать четыре каприса для скрипки с соло. Сегодня восхитительные каприсы непременно входят в репертуар многих выдающихся скрипачей мира. Паганини сочинял сонаты для скрипи, гитары, камерные ансамбли, он написал также шесть концертов для скрипки с оркестром. И в свои пьесы ввёл первые, очень сложные технические приёмы игры. Он является основоположником европейской школы скрипичного мастерства, однако виртуозность его музыки оказала влияние и на фортепьянное исполнительское искусство.


На главную Все портреты